Управление Роспотребнадзора по Кемеровской области-Кузбассу напоминает потребителям о необходимости сохранять бдительность при приобретении товаров в социальных сетях.
Важно знать, что очень часто интернет-продавцами выступают граждане – физические лица, не обладающие статусом индивидуального предпринимателя. А это значит, что при заключении с ними договора покупателю будет сложно рассчитывать на гарантии, установленные законом «О защите прав потребителей».
Если гражданин продает различные товары или рекламирует в социальных сетях свои профессиональные услуги (например: в области профессионального обучения, консультирования, уборки, перевозок, ремонта бытовой техники, строительства, красоты и т.п.), то по закону он должен раскрыть информацию о себе (ФИО индивидуального предпринимателя или же наименование юридического лица, место нахождения).
Помните, что продавец или исполнитель услуг всегда может удалить информацию из социальных сетей. Прежде чем оплачивать заказ уточните, получите ли вы онлайн-чек. Если оплата производится на карту физического лица, то довольно затруднительно будет получить информацию о настоящем ее держателе, а узнать адрес такого человека могут только правоохранительные органы (например, в рамках проверки заявления о совершении преступления).
Как заказать услугу и не пожалеть потом?
Прежде всего, попросите у вашего контрагента сведения об ИНН. Если он осуществляет свою деятельность легально, то представить эти сведения не составит ему труда.
ИНН позволит Вам проверить информацию о нем:
- в реестре самозанятых
- в реестре индивидуальных предпринимателей и юридических лиц
Обратите внимание, что для отдельных видов деятельности исполнитель работ или услуг должен обладать лицензией. Особое внимание следует обратить на следующие виды работ и услуг:
- профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг (брокерская деятельность, дилерская деятельность, деятельность форекс-дилера, деятельность по управлению ценными бумагами, депозитарная деятельность, деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг);
- деятельность субъектов страхового дела (страхование, перестрахование, взаимное страхование, посредническая деятельность в качестве страхового брокера);
- деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации;
- производство лекарственных средств;
- производство и техническое обслуживание медицинской техники;
- деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров;
- деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах;
- частная охранная и детективная деятельность;
- оказание услуг по трудоустройству граждан РФ за пределами территории РФ;
- образовательная деятельность;
- медицинская деятельность (в том числе, в области косметологии);
- содержание и использование животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах;
- деятельность по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий.
У водителей такси также должна быть информация о специальном разрешении на оказание таких услуг. Такие перевозки застрахованы, а их безопасность контролируют специальные надзорные органы.
Все-таки решившись на покупку в социальных сетях, обязательно уточните у продавца характеристики товара, место производства, наличие инструкции на русском языке, наличие сертификата или декларации о соответствии.
Сертификат или декларация соответствия - это документ - доказательство того, что товар соответствует предъявляемым к нему обязательным требованиям и является безопасным для потребителя.
Самые распространенные схемы мошенничества в социальных сетях связаны с хищением денег с банковских карт. Мошенники могут просить отправить sms, данные карты, перейти по направленной ссылке, настойчиво уговаривать оплатить несуществующие штрафы или продавать лекарства и медицинские изделия, якобы эффективные для профилактики и лечения коронавируса. В случае мошенничества и вымогательства необходимо незамедлительно обращаться с заявлением в полицию.
Если покупатель разочарован в купленном онлайн-товаре, в первую очередь необходимо официально обратиться к продавцу. Чем грамотнее будет составлен такой запрос – тем выше шансы решить спор в свою пользу. Если же вопрос не решается, необходимо обращаться в контролирующие органы или полицию, а для возврата денег – в судебные органы.
Помните, что даже если вы столкнулись с недобросовестным физическим лицом, которое не зарегистрировано как предприниматель, закон на вашей стороне. Статьей 23 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане могут заниматься предпринимательской деятельностью только после регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, однако, если этого не сделано – суд все равно вправе применить к такой сделке Закон «О защите прав потребителей» и прочие нормы, которые устанавливают для предпринимателя специальные обязанности по отношению к клиенту.