Управление Роспотребнадзора по Кемеровской области-Кузбассу
Рекомендации потребителям по выбору парфюмерии
При продаже парфюмерно-косметических изделий продавец обязан соблюдать требования Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей) и Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, утв. постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463 (далее – Правила продажи).
Парфюмерно-косметическое изделие - это препарат или средство, предназначенное для нанесения на различные части человеческого тела (кожу, волосяной покров, ногти, зубы, губы, слизистую оболочку полости рта) с единственной или главной целью их очищения, придания им приятного запаха, изменения их внешнего вида, защиты и сохранения в хорошем состоянии.
Парфюмерные жидкости подразделяют на духи, парфюмерные, туалетные и душистые воды и одеколоны, которые отличаются значениями физико-химических показателей: суммой массовых долей душистых веществ, объемной долей этилового спирта, стойкостью запаха и прозрачностью жидкости.
Наименование парфюмерных жидкостей |
|||||
На русском языке |
На французском языке |
На английском языке |
На немецком языке |
На итальянском языке |
На испанском языке |
Духи |
Parfum, Extrait |
Perfume |
Perfum |
Profumo |
Perfume |
Парфюмерная вода |
Eau de Parfum (EdP) |
- |
- |
- |
- |
Туалетная вода |
Eau de Toilette (EdT) |
- |
- |
Acqua di Profumo |
Aqua de Perfume |
Одеколон |
Eau de Cologne (EdC) |
Cologne |
Kolnisch-Wasser |
Acqua di Colonia |
Aqua de Colonia |
Душистая вода |
Eau |
- |
- |
- |
- |
Парфюмерная продукция должна соответствовать требованиям Технического регламента ТР ТС 009/2011 "О безопасности парфюмерно-косметической продукции" (далее – ТР ТС 009/2011), который устанавливает, среди прочего, требования к продукции (её составу, физико-химическим, микробиологическим, токсикологическим показателям, содержанию токсичных элементов и др.) в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно её назначения и безопасности.
Продукция, соответствующая требованиям ТР ТС 009/2011, должна иметь маркировку единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов ТС.
Информация о товаре, размещенная на упаковке, этикетке изделия, открытке или листе-вкладыше, должна содержать следующие сведения о товаре:
§ наименование, название (при наличии) парфюмерной продукции и ее назначение;
§ наименование изготовителя и его местонахождение (юридический адрес, включая страну);
§ страна происхождения парфюмерной продукции (если страна, где расположено производство продукции, не совпадает с юридическим адресом изготовителя);
§ наименование и местонахождение организации (юридический адрес), уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителя (уполномоченный представитель изготовителя или импортер), если изготовитель не принимает претензии сам на территории государства - члена ТС;
§ номинальное количество (объем или масса) продукции в потребительской таре, за исключением парфюмерной продукции номинальным объемом менее 5 мл, или ее пробника;
§ срок годности (дата изготовления (месяц, год) и срок годности (месяцев, лет), или надпись "годен до" (месяц, год) или "использовать до" (месяц, год);
§ описание условий хранения в случае, если эти условия отличаются от стандартных;
§ особые меры предосторожности при применении продукции (при необходимости);
§ номер партии или специальный код, позволяющие идентифицировать партию парфюмерной продукции;
§ сведения о способах применения парфюмерной продукции, отсутствие которых может привести к неправильному использованию потребителем парфюмерной продукции;
§ список ингредиентов/состав продукции (при этом, парфюмерную (ароматическую) композицию указывают как единый ингредиент без раскрытия ее состава).
Список ингредиентов может быть представлен либо на государственном языке, либо в соответствии с международной номенклатурой косметических ингредиентов (INCI) с использованием букв латинского алфавита.
Наименование изготовителя, местонахождения изготовителя и название продукции могут быть написаны с использованием букв латинского алфавита.
Отсутствие указанной информации ставит под сомнение происхождение товара, его качество и безопасность.
Согласно требованиям Правил продажи при реализации парфюмерно-косметических товаров потребителю должна быть предоставлена возможность ознакомиться с запахом духов, одеколонов, туалетной воды, а также иной парфюмерной продукции с использованием для этого бумажных листков, лакмусовых бумажек, пропитанных душистой жидкостью, образцов-понюшек, предоставляемых изготовителями товаров, и другими доступными способами, а также с иными свойствами и характеристиками предлагаемых к продаже товаров.
Проверьте легальность парфюмерии с помощью специального мобильного приложения. Напоминаем, что в целях соблюдения прав потребителей и пресечения распространения в Российской Федерации контрафактной и фальсифицированной парфюмерной продукции в России введена обязательная маркировка духов и туалетной воды средствами идентификации в формате Data Matrix.
Введение маркировки означает, что, начиная с 1 октября 2021 г. в розничной торговле продавец не имеет права предлагать к продаже немаркированные средствами идентификации духи и туалетную воду.
Обязательная маркировка для импортных наборов парфюмерной продукции - становится обязательной с 1 октября 2022 года.
Какая парфюмерия попадает под обязательную маркировку. Согласно Распоряжению Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р необходимо промаркировать средствами идентификации парфюмерию, соответствующую кодам ТН ВЭД ЕАЭС – 3303 00 и ОКПД 2 группы 20.42.11 (духи, вода туалетная, одеколоны).
Не требуется маркировать:
§ выставочные и экспериментальные образцы парфюмерной продукции, демонстрируемые в рамках международных выставок и ярмарок, и не предназначенные для продажи;
§ рекламные и маркетинговые образцы парфюмерной продукции, не предназначенные для продажи;
§ тестеры и пробники парфюмерной продукции, не предназначенные для продажи;
§ образцы парфюмерной продукции объемом до 3 миллилитров включительно.
Действия потребителя при отсутствии маркировки духов и парфюмерной продукции. Чтобы узнать, прослеживается ли товар в системе маркировки, необходимо установить на мобильное устройство приложение «Честный ЗНАК» и с его помощью отсканировать код маркировки товара. Данное действие позволяет покупателю самостоятельно удостовериться в легальности происхождения товара, а также получить данные как о самом товаре, так и о его производителе.
Если при проверке через приложение «Честный ЗНАК» выявлена ошибка кода, информация о товаре отсутствует, либо товар не соответствует описанию в приложении, то потребитель вправе сообщить о таком нарушении.
Выбирайте места покупки сознательно. Во избежание рисков, связанных с причинением вреда своему здоровью, финансам и настроению, не приобретайте парфюмерно-косметическую продукцию у случайных лиц, в том числе предлагающих свои товары в сети Интернет, через социальные сети, уличных торговцев, а также вне стационарных мест торговли или в павильонах, где до покупателя не доведены достоверные сведения об организации (продавце), адресе и режиме работы.
ВАЖНО! Совершая выбор парфюмерии необходимо проявлять осмотрительность в отношении их потребительских свойств, поскольку право на обмен и возврат товара надлежащего качества, предусмотренное ст. 25 Закона о защите прав потребителей, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463 на парфюмерно-косметические изделия не распространяется.
ВАЖНО! Покупателю парфюмерно-косметической продукции необходимо знать, что вернуть такой товар в магазин можно только в том случае, если в нем есть недостатки, либо если при покупке не была предоставлена необходимая и достоверная информация о товаре.
Особенности покупки парфюмерии дистанционно.
При дистанционном способе продажи продавец предоставляет потребителю полную и достоверную информацию, характеризующую предлагаемый товар, посредством ее размещения на сайте и (или) странице сайта в сети Интернет, и (или) в программе для электронных вычислительных машин, и (или) в средствах связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и др.), и (или) в каталогах, буклетах, проспектах, на фотографиях или в других информационных материалах.
Продавцом до заключения договора должна быть предоставлена потребителю информация об основных потребительских свойствах товара, месте нахождения продавца, месте изготовления товара, наименовании продавца (изготовителя), цене и условиях приобретения товара, доставке, гарантийном сроке (при наличии), порядке оплаты, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.
Продавец или уполномоченное им лицо вправе ознакомить потребителя, заключившего договор розничной купли-продажи дистанционным способом продажи товара, с приобретаемым товаром до его передачи потребителю. Однако, в любом случае, приобретая товар дистанционным способом (например, через Интернет), потребитель (после получения продавцом сообщения потребителя о намерении заключить договор розничной купли-продажи) должен получить от продавца подтверждение заключения такого договора на условиях оферты, содержащей все существенные условия договора.
Кроме того, на сегодняшний день законодательством Российской Федерации в области защиты прав потребителей прямо установлена обязанность продавца указывать полное фирменное наименование (наименование) организации (если это юридическое лицо), фамилию, имя, отчество (при наличии) (если это индивидуальный предприниматель), а также основной государственный регистрационный номер, адрес и место нахождения, адрес электронной почты и (или) номер телефона.
Указанная информация доводится до потребителя посредством ее размещения на сайте (при его наличии) и (или) странице сайта в сети Интернет (при его наличии), а также в программе для электронных вычислительных машин (при ее наличии).
Воздержитесь от дистанционной покупки товаров у продавца, не предоставившего потребителю сведения о себе.
Доставленный товар передается потребителю по указанному им адресу, а при отсутствии потребителя - любому лицу, предъявившему информацию о номере заказа, либо иное (в том числе электронное) подтверждение заключения договора розничной купли-продажи или оформление заказа. В случае если доставка товара произведена в установленные договором розничной купли-продажи сроки, но товар не был передан потребителю по его вине, последующая доставка производится в новые сроки, согласованные с продавцом, на условиях, предусмотренных договором розничной купли-продажи.
Продавец доводит до потребителя информацию о форме и способах направления претензий. В случае если такая информация продавцом не представлена, потребитель вправе направить претензию в любой форме и любым способом.
ВАЖНО! При дистанционном способе продажи потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение семи дней. В случае, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара.
Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара.
Потребитель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем.
При отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара, не позднее чем через десять дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования.
Последствия продажи товара ненадлежащего качества дистанционным способом продажи товара установлены положениями, предусмотренными статьями 18 - 24 Закона о защите прав потребителей.
Недостаток товара - это несоответствие товара:
§ предусмотренным законом обязательным требованиям к такому товару;
§ условиям договора;
§ целям, для которых товар такого рода обычно используется;
§ целям, которые преследует при покупке товара потребитель (при условии, что он информировал об этом продавца);
§ образцу или его описанию, если товар продается по образцу или его описанию.
В случае обнаружения недостатков в товаре, в том числе приобретённого дистанционно, потребитель в соответствии с требованиями ст. 18 Закона о защите прав потребителей вправе:
§ потребовать заменить товар на такой же или другой марки с соответствующим перерасчётом цены;
§ потребовать соразмерного уменьшения цены приобретенного товара;
§ отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
При этом покупатель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.
Статья 12 Закона о защите прав потребителей предусматривает ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) за ненадлежащую информацию о товаре. Если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре, он вправе в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения убытков. При отказе от исполнения договора потребитель обязан возвратить товар продавцу.
Алгоритм действий
1. Выбирайте место покупки сознательно.
2. Изучите внешний вид упаковки товара.
3. Изучите информацию, нанесённую на потребительскую упаковку.
4. Уточните о наличии у продавца документов, подтверждающих соответствие товара требованиям безопасности (сертификат соответствия, декларация о соответствии).
5. Проверьте легальность парфюмерии с помощью специального мобильного приложения.
6. Ознакомьтесь с потребительскими свойствами товара до его приобретения.
7. Осмотрите сам флакон.
8. Контролируйте продавца, совершая покупку дистанционно.