Управление Роспотребнадзора по Кемеровской области-Кузбассу предупреждает потребителей о недобросовестных практиках заключения договоров купли-продажи дорогостоящей косметики и договоров об оказании косметических и косметологических услуг.
Чаще всего заманчивое предложение посетить салон красоты и воспользоваться косметическими услугами на бесплатной основе в рамках рекламной акции потребитель получает по телефону или через социальные сети.
Приглашение в салон красоты сопровождается настойчивой рекомендацией иметь при себе паспорт для подтверждения личности участника акции.
Как правило, перед заключением договора потребителю предлагается воспользоваться бесплатной демонстрацией предлагаемых товаров и услуг (массаж, «пилинг», уход за кожей и волосами и т.д.). После проведенной демонстрации предлагается заключить договор купли-продажи весьма дорогостоящих косметических средств и (или) договор на оказание аналогичных услуг в будущем (как правило предлагается так называемый абонемент, например, на 20 посещений).
В случае продажи косметики потребителя знакомят с тестовыми образцами, описывая «исключительные» потребительские свойства предлагаемой продукции или услуг.
До подписания договора для усиления мотивации к совершению сделки потребителю может предоставляться некая «профессиональная» информация медицинского характера (о состоянии его здоровья, необходимости профессионального ухода, составления плана лечения и т.п.). При этом потребители часто не задумываются об уровне компетентности специалиста, а также о происхождении продаваемой и используемой при косметологической процедуре продукции и наличии у организации разрешительных документов (лицензии на медицинскую деятельность).
Подобные договоры часто заключаются под воздействием внешних факторов (громкая или, напротив, успокаивающая музыка, использование ароматических средств, антураж помещения и т.п.), которые, отвлекая внимание потребителя, не дают сосредоточиться и реально оценить потребительскую ценность и необходимость предлагаемых товаров и услуг, соотнести их со своими финансовыми возможностями.
Предлагаемый для заключения договор может быть напечатан слишком мелко и содержать в себе не понятные потребителю термины. Как правило представитель организации описывает все условия устно, а потребитель лишь подписывает документы в указываемых им строках.
Стоимость соответствующих товаров и услуг может во много раз превышать финансовые возможности клиента. На возражение, что таких денег нет, потребителю предлагают заключить кредитный договор. Большинство из тех потребителей, которые согласились на подобные предложения, впоследствии не получили обещанного результата, а лишь оказались должниками по кредиту.
Традиционно под воздействие недобросовестных практик попадают доверчивые потребители, а также люди пожилого возраста. После общения с родственниками и близкими людьми, а также внимательного ознакомления с условиями заключенных договоров (кредитного, купли - продажи, об оказании услуг) и ценами на аналогичные товары и услуги многие потребители пытаются расторгнуть заключенные договоры, на что, как правило, встречают категорический отказ со стороны продавца или исполнителя.
Рекомендации потребителям:
1. До получения процедуры предварительно постараться убедиться в том, что используемая для этого косметическая продукция не вызывает нежелательных кожных реакций (жжения, покраснений, шелушений и т.п.) и имеет документы о соответствии установленным требованиям о качестве и безопасности;
2. Не спешить подписывать предлагаемые документы (договор, соглашение, заявления, анкеты, акты, спецификацию на товар, заявление на получение кредита и т.п.), не прочитав и не поняв их содержание, ведь если договор подписан, то гражданское законодательство расценивает это как согласие с предложенными условиями;
3. Помнить, что потребитель свободен в заключении договора, а понуждение к заключению договора не допускается;
4. Иметь в виду, что, подписывая кредитный договор (заявление на получение кредита, график погашения кредита и т.п.), вы связываете себя договорными обязательствами с банком, что означает необходимость последующего погашения суммы кредита и уплаты процентов даже в том случае, если продавцу или исполнителю заявлено требование о расторжении договора и возврате денежных средств;
Важно!
В соответствии со статьей 32 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (Закон - № 2300-1) потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю лишь фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по соответствующему договору.
Любые продовольственные и непродовольственные товары ненадлежащего качества можно вернуть или обменять в соответствии с правилами, закрепленными в статье 18 Закона № 2300-1.
При этом, следует знать, что, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2463 у потребителя отсутствует право на обмен (возврат) косметики надлежащего качества.
В соответствии со статьей 12 Закона № 2300-1 если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.